Задаваться вопросами вместе со студентами

Какими исследованиями вы занимаетесь?

Я историк науки. Мое первое образование – социология, затем я стал заниматься социологией развивающихся стран, оттуда перешел к социологии науки, а затем и к истории. Я делал проект по истории университетов, а также сейчас завершаю исследовательский проект по истории научных языков, т.е. языков и терминологии, которые используются в научной коммуникации, в Центральной Европе. Это было компаративистское исследование Польши, Чехии и Украины.

Я начал работать в Вышке с исследовательским проектом по истории украинской науки в 1920-е и 1930-е годы. Я рассматриваю обмен знаниями между центрами украинской науки в Советском Союзе, Украинским свободным университетом в Праге, а также одной институцией, которая эмигрировала в Варшаву и одним секретным украинским университетом, который в то время функционировал во Львове.

Во время работы над проектом меня стали интересовать внутренние взаимодействия между учеными, а также их связи с другими интеллектуалами и художниками (в кино, театре и т.д.). Например, во время пребывания в России я провел исследование по Дворцу техники – это один из крупнейших утопических проектов 1930-х годов, который должен был стать крупнейшим мировым центром продвижения последних достижений инноваций в технических науках – конечно, все это по версии марксизма-ленинизма. Для моего исследовательского проекта здесь имеет значение вопрос связи между наукой и архитектурой.

Прямо сейчас я работаю над вопросом, как рассматривать науку в 1920-е и 1930-е годы в контексте более широких обсуждений в Советском Союзе, а также в контексте политической чистки (репрессий). Также очень важно взглянуть на различные стратегии того, как ученые справлялись с этими проблемами: конечно, это было жестокое время, но и сложное, а ученые часто использовали политику для своих целей, так что у нас нет простой схемы «хорошие ученые – плохие политики», как это обычно изображают. Я обнаружил новые интересные сюжеты в источниках, которые я изучал, а также новые способы взглянуть на эти проблемы сквозь призму литературы, которая была написана на эту тему здесь, в России.

Вы участвуете в проекте под названием «Культуры критики», можете подробнее рассказать об этом?

«Культуры критики» – это междисциплинарный исследовательский проект, который я организовал вместе с Дарьей Петушковой (аспирантка Школы исторических наук Вышки) и Арменом Арамяном (один из редакторов журнала DOXA и студент программы «Политическая философия» в Шанинке), в партнерстве с ИГИТИ им. Полетаева и журналом DOXA. Мы пригласили студентов исследовать и обсудить вместе с нами теории и практики критики в различных областях, обращаясь не только к классическим философским текстам, но также к современному искусству, кино и популярной литературе.

Этот проект вернул меня к социологии, и в определенном смысле он является реакцией на ситуации, с которой я столкнулся в Москве, как внутри Вышки, так и за ее пределами. В результате рефлексии над своей ролью зарубежного исследователя в Москве – как самостоятельно, так и в разговорах с коллегами – я понимаю, что моя основная роль здесь это заниматься исследованиями и публиковаться в журналах, которые входят в базы Scopus и WoS. Тем не менее, я считаю, что роль зарубежных исследователей не может ограничиваться этим, и мы можем предложить больше, а также получить больше знаний. Так что с Арменом и Дарьей мы решили сделать проект, который не только будет релевантным для людей за пределами академии, но также сможет избежать типичного габитуса ученых – «мы ученые и лучше знаем, как и что вы должны делать». Формат наших мероприятий постоянно меняется и развивается, мы проводим встречи в новых местах и встречаем новых людей вне нашего круга знакомств. Главная идея – разобраться, какое место «critique/criticism/critic» (важно, что на русском языке это все одно слово – «критика») занимает в современных обществах, в частности, в России, а также какие разные значения и коннотации имеет это понятие.

Мы начали встречаться с нашими спикерами, и у них были собственные идеи на тему того, чем является критика. Эти идеи были сформированы различными научными дисциплинами, но также художественными и журналистскими практиками. Таким образом мы сформировали широкий спектр тем для обсуждения, и продолжает добавлять к нему новые темы. Например, в декабре прошла встреча с независимыми журналистами из «moloko plus» и ОВД-инфо; также мы проводили мероприятие об академии и критике академии, так что это очень плотная и разнообразная программа. В январе мы начали проводить мероприятия, предложенные и организованные студентами: современные дискуссии о соцреализме, урбанфеминизме и российских дискурсах провинциализации.

С самого начала проекта, его идея заключалась не в вертикальной передаче знания, т.е. когда у профессора есть все знания, он приходит в аудиторию и рассказывает студентам, что им нужно знать. Наш подход заключался в том, чтобы спрашивать самих студентов об их бэкграунде, их ожиданиях и потребностях. Мы разрабатывали проект с ориентацией на студентов-историков и философов, но оказалось, что у нас было больше участников с дизайна, медиа и журналистики, так что нам надо было менять программу в краткие сроки. Мы действительно хотели сделать проект с низовой поддержкой – пространство для исследования, где мы могли бы задавать вопросы вместе со студентами и вместе искать на них ответы. Сработало лучше, чем мы ожидали.

Сколько встреч «Культур критики» вы уже провели?

Каждую неделю с середины сентября, а еще несколько мероприятий дополнительно к первоначальному плану. Для одной из встреч мы пригласили коллег из журнала «молоко плюс» в Школу Родченко для перформанса вместе с немецкой художницей Вандой Колер, у которой в то время была художественная резиденция в Москве, и которую интересовали те же темы, что и нас.

Как я уже отметил, проект вернул меня в социологию, и я не имею в виду, что это социологическое исследование, но это некоторый процесс изучения, когда социолога забросили в среду, которую он не понимает и которую хочет понять. Для меня этот проект также является способом узнать больше о России: благодаря ему я близко работаю с коллегами из разных областей академического знания, но также с художниками, из Москвы и других городов. Это также создает много интересных взаимодейств для студентов, они могут встретиться с интересными людьми вне Вышки. Другие коллеги, которые приходят на мероприятия проекта, хорошо отзываются об атмосфере, которую нам удается там создавать: вместо того, чтобы устраивать «лобовую» дискуссию, мы предлагаем студентам подготовиться в группах и сформулировать вопросы, которые они могут задать спикерам, возможно поспорить с ними и т.д.

Одно из главных преимуществ данного проекта заключается в том, что он соединяет людей, которые в ином случае бы не встретились. Мы можем говорить что угодно, но академия – это достаточно закрытое пространство с иерархической структурой. И Москва замкнута на Москве, очень мало контактов с другими университетами и институциями. Мы хотели бы немного разомкнуть этот круг и оспорить эти иерархии. Кроме всего прочего, мы проводили мероприятия в Центре творческих индустрий (ЦТИ) Фабрика, галерее Арт-Кремлин, а также планируем провести мероприятие одном из театров Москвы. В июне участника проекта организуют небольшую выставку в ЦТИ Фабрика для того, чтобы презентовать результаты их проектной работы, а также свои размышления о ней.

Какие другие результаты проекта вы видите?

Некоторые записи наших встреч доступны на канале на YouTube, мы также планируем опубликовать некоторые из текстов, написанных студентами, на фейсбуке и на платформе syg.ma. Многое зависит от студентов и их инициатив – например, по итогам встречи про соцреализм появится статья на colta.ru. Вместе с выставкой мы планируем опубликовать небольшой зин. Что касается исследовательских результатов, мы планируем написать статью о концепте критики, и как он по-разному используется в русскоязычной и англоязычной академических и профессиональных средах, а также о том, как это понятие используют студенты и представители различных специальностей. Мы также планируем взглянуть на различные проблемы, которые возникают при переводе этого понятия – например, как по-разному понимаются тексты Фуко на французском и на русском языках. Это станет экспериментальной статьей в журнале «Contributions to the History of Concepts», в работе которого я принимаю участие уже несколько лет.

О проекте как эксперименте и исследовательском опыте

Работа над этим проектом, но также обсуждения с коллегами из ИГИТИ и из DOXA, студенческого проекта о критике академии, привели меня к иному пониманию того, чем является университет, и как он работает, а также к критическому взгляду на него. Осенью я принял участие в двух конференциях, посвященных академическим свободам и свободе научного знания, и я осознал, что моя рефлексия на тему некоторых ключевых понятий, которые я использую, изменилась и воплотилась на практике. Более критический и более рефлексивный взгляд на то, как функционирует университет в различных контекстах, определенно положительно отразились на моих исследованиях. И у этой истории есть продолжения, поскольку недавного мы узнали, что ВШЭ одобрила финансирование летней школы, заявку на которую мы подали вместе с Арменом, и которая будет посвящена дискуссиям о современных кризисах академии в России и за рубежом.

Пребывание в Москве позволяет мне более глубоко и основательно понимать состояние западной академии, но также российской – и для меня как историка науки это очень важный момент. Кроме того, я могу многое узнать об обществе, которое меня окружает, что для меня даже более ценно, чем академические достижения.

Читайте полный номер The HSE Look онлайн